Пояснительная записка
Программа рассчитана на учащихся 5–11-х классов, на 102 часа (на 1 учебный год). В разработке данного курса использована программа Т.М.Пахновой “Основы редактирования”.
Цель курса – становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей. При этом учащийся овладевает навыками редакторской правки, основами верстки газеты и радиопередачи, интервирования.
Программа включает в себя уроки теоретического обучения и практическое применение полученных знаний, изучение стилистики, редакторской правки, знакомство с самыми актуальными жанрами сегодняшнего дня, художественное оформление газеты, знакомство с особенностями верстки радиопередачи, связь с основными курсами школьного обучения – русским языком и литературой, работа с рекламой.
Программа предполагает систематическое знакомство с трудами известных журналистов, изучение основных газетных жанров, особенностей макетирования газеты, знакомство с основами ораторского искусства.
Состав детей непостоянный на протяжении реализации данной программы, набор детей на кружок свободный.
Программа предполагает разные формы работы: групповая, индивидуальная, коллективная.
Образовательная область, в которой реализуется данная программа: журналистика, психология, риторика. Детское объединение “Пресс-центр” предназначено для совершенствования литературного творчества и журналистской работы, повышения интереса к учебе, приобретения теоретических и практических навыков в работе с компьютером.
В течение года предполагается работа начальной школы по программе школьного “Пресс-центра”, цель которой – формирование разносторонне развитой личности и реализации творческих интересов и способностей учащихся, формирование гражданской позиции. Даннаяпрограмма рассчитана на вовлечение детей в различные формы деятельности: теоретические уроки, рукописная подготовка заметок, компьютерный набор статей, создание компьютерного варианта газеты в программе Microsoft Office Publisher, макетирование и верстка газеты, занятия по психологии и аутотренинги, артикуляционные практикумы.
Постановка проблемы, цель и задачи
Одним из важнейших средств для самоутверждения юной личности является предоставление возможности конкретному ребенку свободно высказывать и утверждать свои взгляды, отстаивать свои интересы, обращаться к общественному мнению. К сожалению, сложившаяся система средств массовой информации не позволяет в полной мере осуществить эту потребность. Поэтому и возникла необходимость издания школьной газеты. На ее страницах ученик может представить на суд свое литературное творение, поделиться открытиями, рассказать об интересных людях, мероприятиях, проводимых в школе и в классе, призвать читателей к решению острых проблем. Газета в школе – это, прежде всего, дополнительное средство общения. Пресса в школе играет ту же роль, что и в обществе: развивает социальные навыки, гражданское самосознание. Но, кроме того, она также выполняет образовательную функцию, позволяя детям и подросткам приобретать навыки выражения собственных мыслей, понимания получаемой информации и ее интерпретации.
Очень важно для журналистов, даже очень юных, умение общаться, правильно ориентироваться в создавшейся ситуации, уметь находить компромисс, а при необходимости – отстаивать свою точку зрения, поэтому в программу кружка включены занятия по психологии и аутотренинги.
Цель: становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей.
Задачи:
- Научить учащихся ориентироваться в большом количестве предлагаемой информации;
- Сформировать умение работать с документами; проводить опросы; видеть речевые и стилистические ошибки в газетных публикациях; определять жанры публицистики;
- Обучить приемам верстки газеты;
- Обучить навыкам ораторского искусства.
Основные направления и содержание деятельности (методы и формы обучения)
- лекции; деловые игры; экскурсии; составление плана будущей газеты;
- выпуск газеты; сбор и обработка информации; методы работы журналиста;
- работа с документами; речевые тренинги; основы дикторского искусства;
- написание текстов в жанре информации, интервью, репортажа, статьи и т. д.
Требования к знаниям и умениям, критерии их оценки
По окончанию года обучения учащийся должен:
Знать: Журналистскую этику, современные требования к газете, типологию газет, информационные и сатирические жанры
Уметь: Моделировать газету, писать заметку информационного, дискуссионного характера, редактировать заметки, составлять и проводить опросы, овладеть основами публичной речи.
Критерии оценки:
- издание газеты,
- участие в конкурсах, пресс-конференциях.
Ожидаемый результат:
- духовно-нравственное развитие личности;
- приобретение навыков ораторского искусства, макетирования газеты, создания текстов разных жанров;
- умение регулировать самооценку, выражать свои чувства, анализировать события, брать интервью.
- приобретение навыков быстрой адаптации в обществе.
План работы объединения «Пресс-центр» на 2015-2016 уч.год
№
|
Информационный блок
(теория)
|
Компьютерный блок
(практика)
|
Вид работы
|
Часы
|
Дата
|
теория
|
практика
|
1
|
Организационное занятие. Цели и задачи “Информационного центра”.
Значение средств массовой информации. Газета как наиболее распространённый способ информационного сообщения.
|
Кодекс журналиста. Составление плана работы
Современные требования к газете
|
Обсуждение и распределение обязанностей между учащимися Просмотр компьютерных газет
Занятие-лекция.
|
1
|
2
|
7.09
|
2
|
Знакомство с жанрами
|
Зарисовки, статьи, миниатюры
|
Составление плана работы над статьёй.
Работа в Word. Подборка материала для летнего выпуска
|
1
|
2
|
14.09
|
3
|
Как создать газету, альманах?
|
Как создать газету, альманах?
|
Работа в Microsoft Office Publisher
|
1
|
2
|
21.09
|
4
|
Вёрстка номеров ( №1)
|
Вёрстка номеров (№1)
|
Подборка материала для выпуска №1
|
1
|
2
|
28.09
|
5
|
Модель альманаха. О чём можно писать?
|
Модель альманаха. О чём можно писать?
|
Вёрстка номеров (№1)
|
1
|
2
|
5.10
|
6
|
Жанры. Теоретические и практические вопросы при обучении газетным жанрам
|
Дизайн страницы.
Вёрстка номеров
|
Подбор цветового оформления, стиля, шрифта. Вёрстка номеров, выпуск газеты
|
1
|
2
|
12.10
|
7
|
Жанры публицистики и их особенности
|
Написание заметок по заданным темам Стилистическое оформление альманаха
|
Написание заметок по заданным темам
Практикум
|
1
|
2
|
19.10
|
8
|
Как взять интервью?
|
Как вставить фотографию?
|
Практикум
|
1
|
2
|
26.10
|
9
|
Подготовка номеров альманаха к районному конкурсу школьных пресс-центров
|
Подготовка номеров альманаха к районному конкурсу школьных пресс-центров
|
Практикум
Редактирование
|
1
|
2
|
9.11
|
10
|
Выпуск альманаха (№2)
|
Компьютерная вёрстка (№2)
|
Практикум
Редактирование
|
1
|
2
|
16.11
|
11
|
Подготовка номеров альманаха к районному конкурсу школьных пресс-центров
|
Подготовка номеров альманаха к районному конкурсу школьных пресс-центров
|
Практикум
Редактирование
|
1
|
2
|
23.11
|
12
|
Готовим новый выпуск. Как найти нужную информацию?
|
Готовим новый выпуск. Как найти нужную информацию?
|
Работа в библиотеке, поиск и пополнение банка анимаций через Интернет
|
1
|
2
|
30.11
|
13
|
Составление план-схемы следующего номера альманаха
|
Составление план-схемы следующего номера альманаха
|
Практикум
|
1
|
2
|
7.12
|
14
|
Как работать с источником информации?
|
Как работать с источником информации?
|
Практикум
|
1
|
2
|
14.12
|
15
|
Как работать с источником информации?
|
Рамка и заливка (с использованием нескольких цветов) при оформлении статей
|
Практикум
|
1
|
2
|
21.12
|
16
|
Готовим новый выпуск.
|
Готовим новый выпуск.
|
Написание заметок по заданным темам
|
1
|
2
|
28.12
|
17
|
Выпуск №3
|
Компьютерная вёрстка (№3)
|
Практикум
Редактирование
|
1
|
2
|
11.01
|
18
|
Развитие умения работать со справочной литературой
|
Развитие умения работать со справочной литературой
|
Практикум
|
1
|
2
|
18.01
|
19
|
Учимся работать в Microsoft Office Publisher
|
Microsoft Office Publisher (использование автофигур при оформлении альманаха)
|
Практикум
|
1
|
2
|
25.01
|
20
|
Проведение опроса. Правила и принципы.
|
Проведение опроса. Правила и принципы.
|
Составление вопросов, распределение обязанностей
|
1
|
2
|
1.02
|
21
|
Виды оформления опросов
|
Виды оформления опросов
|
Практикум
|
1
|
2
|
8.02
|
22
|
Как получить информацию черезИнтернет?
|
Как получить информацию через Интернет?
|
Практикум по сбору информации
|
1
|
2
|
15.02
|
23
|
Журналистская “гонка” Деловая игра “Особенности деловой речи”
|
Журналистская “гонка”
|
Сбор информации. практикум Деловая игра
|
1
|
2
|
22.02
|
24
|
Создание фоторепортажа
|
Создание фоторепортажа
|
Практикум
Редактирование
|
1
|
2
|
29.02
|
25
|
Обсуждение недочётов работы. Планирование
|
Обсуждение недочётов работы. Планирование
|
Составление плана
|
1
|
2
|
07.03
|
26
|
Готовим новый выпуск Тренинг “Я ещё не волшебник, я только учусь”
|
Готовим новый выпуск
Тренинг “Я ещё не волшебник, я только учусь”
|
Написание заметок по заданным темам Тренинговое занятие
|
1
|
2
|
14.03
|
27
|
Выпуск №4
|
Выпуск №4
|
Практикум
Редактирование
|
1
|
2
|
4.04
|
28
|
Учимся писать поздравления и оформлять их
|
Учимся писать поздравления и оформлять их
|
Практикум
|
1
|
2
|
11.04
|
29
|
Особенности фоторепортажа
|
Особенности фоторепортажа
|
Практикум
|
1
|
2
|
18.04
|
30
|
Заметки информационного характера
Оформление заметок информационного характера
|
Заметки информационного характера Оформление заметок информационного характера
|
Практикум
Редактирование
|
1
|
2
|
25.04
|
31
|
Жанровые разновидности письменного и устного общения.
|
Жанровые разновидности письменного и устного общения
|
Круглый стол
|
1
|
2
|
4.05
|
32
|
Заметка в альманах дискуссионного характера
|
Заметка в альманах дискуссионного характера
|
Сбор и обработка информации
|
1
|
2
|
11.05
|
33
|
Работа со справочными источниками информации
|
Работа со справочными источниками информации
|
Практикум
|
1
|
2
|
16.05
|
34
|
Вёрстка и выпуск №5
|
Вёрстка и выпуск №5
|
Практикум
Редактирование
|
1
|
2
|
23.05
|
Литература
Для педагога:
- Владавская Е.А. Уроки словесности. М., 2005.
- Гринина-Земская А.М. Сочинения в газетных жанрах. Волгоград, 2002.
- Калганова Т.А. Сочинения различных жанров. М.: Просвещение, 2002.
- Кволс-Ридер К. и Б. Пойми себя и других. С-Пб, 1993.
- Краткий словарь по логике. М., 1992.
- Кузин Е. Твой друг – газета. М., 1990.
- Ладыженская Т.А. Теория и практика сочинений различных жанров. М., 1997.
- Ладыженская Т.А. и Зепалова Т. С. Развивайте дар слова. М., 1990.
- Лозовский Б.Н. Искусство разговаривать и получать информацию. М., 1993.
- Пельт В.Д. Теория и практика советской периодической печати. М., 1980.
- Практикум по культуре речи. Иркутск, 2000.
- Розенталь Д. Русский язык. М., 1990.
- Словарь диктора. Иркутск, 1999
- Солганик Г.Я. Русский язык. М., 1995.
- Стрельцов Б.В. Из серии “Теория и практика периодической печати” – “Основы публицистики. Жанры”, Минск, 1990.
- Стюфляет М.И. Образные ресурсы публицистики. М., 1982.
- Хольцман Б. Из серии “Библиотека редактора” – “Из дневника редактора районной газеты”, М., 1936.
- Шустрова Л.В. Практическая стилистика русского языка. М., 1994.
Для учащихся:
- Владавская Е.А. Уроки словесности. М., 2005.
- Калганова Т.А. Сочинения различных жанров. М.: Просвещение, 2002.
- Краткий словарь по логике. М., 1992.
- Ладыженская Т.А. Теория и практика сочинений различных жанров. М., 1997.
- Ладыженская Т.А. и Зепалова Т.С. Развивайте дар слова. М., 1990.
- Практикум по культуре речи. Иркутск, 2000.
- Шустрова Л.В. Практическая стилистика русского языка. М., 1994.
- Лепилкина О.И., Умнова Е.Ю., Зимин А.Е., Горюнова И.А. Азбука журналистики: учебное пособие для учащихся 10–11 классов ОУ. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 272 с.: ил. – (Библиотека элективных курсов).
|