Воскресенье, 05.05.2024, 09:22
Приветствую Вас Гость | RSS

МОУ СОШ № 5 имени Героя Советского Союза А.В. Зацепина


Меню сайта
Телефон доверия
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 66
Форма входа

Главная » 2016 » Март » 15 » К 60-летию образования ученической бригады Круглолесской школы №5
22:21
К 60-летию образования ученической бригады Круглолесской школы №5

К 60-летию образования ученической бригады  Круглолесской школы №5

Бешкарев Михаил Аверьянович

 

                В начале 2014 года ушел из жизни Бешкарев Михаил Аверьянович. С его именем связана  история ученической бригады нашей школы.

            В далекие 50 - годы в Ставропольском крае зародилась и прошла проверку такая форма связи школы с жизнью, обучения с трудом, как ученическая производственная бригада.

                 В центр воспитательной работы в школе было поставлено трудовое воспитание. В обществе человек не может не трудиться, ибо трудом создаётся все, что необходимо для жизни и благополучия людей. Особое место в воспитании оного поколения принадлежит школе. Она призвана воспитывать будущего гражданина,  в котором гармонически сочетались  бы духовное богатство, моральная чистота и физическое совершенство. Чтобы успешно выполнить эту задачу, общеобразовательная школа должна была пойти, и пошла, по пути соединения обучения с производительным трудом.

                 Первые ученические бригады создавались из учащихся-старшеклассников. В её распоряжение выделялись земельные площади и комплект машин, необходимых для обработки почвы и выращивания различных сельскохозяйственных культур, животноводческие фермы, птицефермы. Первоначально целью этих бригад была подготовка школьников к участию в колхозном производстве при достижении ими совершеннолетия. Смысл этого начинания сводился к тому, что те выпускники десятилетки, которые пожелают начать трудовую деятельность в родном колхозе, должны быть хорошо подготовлены к этому. В ученической бригаде ребята приобретали навыки по возделыванию сельскохозяйственных культур, учились мастерству механизаторов, овладевали профессиями животноводов.

              С течением времени выяснилось, что ученическая производственная бригада не только отвечает интересам местного производства и помогает решать проблему подготовки кадров, но является и наиболее совершенной формой связи школы с жизнью, соединения процесса обучения и воспитания молодежи с производительным трудом.

               Уже в 1956 году, главным образом в сельских школах края, были образованы 122 ученические бригады.  В нашем районе  - в селе Круглолесском, при средней школе № 5.

             Производительный труд учащихся тесно сочетался с задачами учебно-воспитательного характера. Опытничество, широкое применение достижений науки и техники, развитие общественного самоуправления в бригаде, социалистическое соревнование – все это старались закрепить в учебно-воспитательной деятельности ученических бригад, как неотъемлемые части единого процесса.     

  Партийные организации края постоянно заботились о том, чтобы ученические бригады, сочетая обучение с производительным трудом, сносили свой вклад в большое всенародное дело: создание материальной базы страны. Ставропольские школьники, члены ученических бригад, с гордостью говорили о своем вкладе в общенародную борьбу за создание изобилия сельскохозяйственных продуктов в нашей стране.

              Только в 1960 году юные труженики получили на своих полях более двух миллионов пудов зерна кукурузы. На фермах ученических бригад было выращено свыше  миллиона голов птицы, 7 тысяч телят, 17 тысяч кроликов. Руками школьников в колхозах и совхозах были заложены сады и виноградники. Этот пример убедительнее без всяких слов говорит о том, что труд школьников Ставрополья имел общественно полезное значение, а следовательно, являлся положительным элементом воспитания.          

      В определении содержания работы ученическая бригада руководствовалась программой средней школы по производственному обучению, хозяйственным планом колхоза и  задачами воспитательного характера.

               В 1961 году производственные задания ученическим бригадам планируются по примеру колхозов и совхозов в форме технологических карт. Это давало возможность предусмотреть весь комплекс агромероприятий, определить потребление затрат рабочей силы на их выполнение, рассчитать урожайность культур и себестоимость продукции. При таком порядке учащиеся приобретали навыки разумного хозяйствования, получали ясное представление о производительности труда.

                Привлечение школьников к систематическому общественно полезному производительному труду в ученической бригаде вызвало необходимость решения вопроса соединения его с обучением, усиления воспитательной работы, коренного улучшения педагогического руководства трудом учащихся.

               Педагогическое руководство деятельностью ученической бригады и организацией общественно-полезного производительного труда учащихся и производственного обучения осуществляли педагоги-воспитатели и специалисты колхоза (закреплённый  агроном, зоотехник, механик, тракторист. Как правило, привлекаемые специалисты не имели педагогического образования и нуждались в специальной переподготовке. Институт усовершенствования учителей, а также районный отдел образования проводил ежегодно семинары - практикумы и курсы с привлечёнными специалистами. Таким специалистом и был Михаил Аверьянович  Бешкарев.

                Родился в 1929 году 27 ноября в селе Садовом в семье крестьянина. В детстве Миша рос спокойным, очень любил животных. Поэтому, после окончия школы-семилетки, в 1947 году поступил в Кисловодский зооветеринарный техникум. Учился легко, увлечённо, преподаватели удивлялись его способностям. Но парень-то был сельский. Окончив техникум с отличием в 1950 году Михаил Аверьянович поступил на работу зоотехником. Судьба закинула далеко от родных мест в Гофицкую  райветлечебницу. Но недолго ему пришлось поработать. Нужно было выполнять гражданский долг. И Михаил стал солдатом. Служба проходила в военно-морском флоте. Служба была не только сложной, но и опасной. За три года службы под водой у командира торпедных катеров Бешкарева  появилась первая седина. После службы вернулся домой. Работал зоотехником в колхозе «Родина». Добросовестно выполнял свою работу. Пользовался заслуженным уважением среди односельчан. И когда для работы в школы стали привлекать специалистов сельского хозяйства, директор школы Федор Семёнович Тенищев предложил  ему перейти на работу в школу. Так 7 декабря 1963 года Михаил Аверьянович Бешкарев стал педагогом. В трудовой книжке сделана запись: «Зачислен на работу в качестве преподавателя по производственному обучению», затем «переведён учителем трудового обучения». Дети его всегда любили. Работал в ученической бригаде, вместе с детьми на полях колхоза, в классах преподавал растениеводство. Часто ездил с детьми в тур поездки. Много повидал. Все, кто знал Михаила Аверьяновича могут сказать о нем: спокоен, рассудителен, мастер на все руки. Играет в шахматы, водил комбайны, доил коров, заядлый рыбак и охотник, садовод-любитель. А если посылали детей на работу в колхоз, дети предпочитали только Михаила Аверьяновича, потому что знали - распределит работу на глаз, но поровну.  За активное участие в работе ученической бригады, в деле   дальнейшего развития и совершенствования её работы, укрепления материально-технической базы, за многолетний и добросовестный труд по воспитанию подрастающего поколения неоднократно награждался Почётными грамотами администрации школы, краевого комитета ВЛКСМ, крайкома КПСС и крайисполкома.  Вот что вспоминал о своей работе в ученической бригаде Михаил Аверьянович.

 

            «Для прохождения производственной практики учащимся предоставлялись лучшие участки производства. Хозяйства помогали школам  строить механизированные мастерские, оборудовать классы машиноведения и агробиологические кабинеты. Ученическим бригадам выделялись средства для проведения экскурсий, приобретения культ инвентаря. В их распоряжении – благоустроенные культурные станы преимущественно лагерного типа, оздоровительные лагеря.

            За лето школьники совершали увлекательные экскурсии по родному краю, побывали в Москве, Ленинграде, Волгограде, в Крыму, на Черноморском побережье Кавказа в Новороссийске, жили  на Малой Земле, в поездке по городам – героям. Ребята не только расширяли свой кругозор, но и очень хорошо отдыхали. Комсомольские организации школы и педагоги-воспитатели вели в ученической бригаде воспитательную, культурно-массовую и спортивную работу. Огромное педагогическое значение имели вопросы оплаты труда школьников. Учет труда вели сами школьники. Оплата производилась в соответствии с установленными тарифными ставками для колхозников, но с учетом возрастных особенностей и фактически выполненной работы. Труд в ученической бригаде строился на основе социалистического соревнования. А для поощрения за прилежание и лучшее отношение к своим обязанностям лучшие члены бригады направлялись за счет колхоза в длительные экскурсии по родной стране или краю, посылались в оздоровительные лагеря, в поездки на побережье Черного моря. Передовики награждались похвальными грамотами .

            Важный принцип воспитательной работы в ученической бригаде – воспитание через коллектив, для коллектива. Этому способствовало самоуправление. Высшим  органом являлось общее собрание бригады. Оно обсуждало план работы, условия и итоги социалистического соревнования, избирало бригадира и его заместителей. Органом самоуправления, направляющим повседневную жизнь бригады, являлся совет бригады. Решения общего собрания и совета являлись законом  для всех членов ученической бригады. Именно при самоуправлении у ребят укреплялась дисциплина и уважение правил поведения, установленного коллективом, проявляется ответственность за успех общего дела, товарищеская взаимопомощь и забота друг о друге.

             Главное внимание уделялось опытнической работе по выращиванию гибридной кукурузы, сахарной свеклы, подсолнечника. Значение опытнической работы трудно переоценить. Через нее учащиеся глубже познают закономерности развития природы, методы управления ростом и развитием растений, получают более широкое представление о сельскохозяйственном труде,  учатся творчески подходить к делу. Много лет наши школьники выполняли задания отдела селекции Ставропольской сельскохозяйственной станции научно-исследовательского института кукурузы».

              Учащиеся, прошедшие через ученическую бригаду, расценивали физический труд как потребность и как прочную основу для дальнейшей учебы. Они продолжали учебу в Ставропольском сельскохозяйственном институте, Александровском техникуме.

            В первые годы ученическая бригада Круглолесской школы имела полевой стан в живописном месте в семи километрах от села, около пруда. Для отдыха и ночлега пользовались палатками. Было организовано трёхразовое  горячее питание из продуктов, отпускаемых колхозом. В 1975 году построен культ стан в конце села около леса, в тени большого старинного сада Водопшиных. Имелась спортивная площадка, футбольное поле, спальни, пищеблок, пионерская комната с библиотекой, открытый летний театр. Культ стан являлся центром культурно-массовой и воспитательной работы.

                 В 90-е годы ученическая бригада прекратила свое существование. В 2000-е годы в крае  вновь возродились бригады школьников. Ветер перемен внёс свои коррективы, но за опытом и советом ученики  вновь обращались  к нашему ветерану Михаилу Аверьяновичу.

                                         

                                         Подготовила педагог-библиотекарь     Тисленко Н.Г.

Просмотров: 407 | Добавил: Татьяна | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Другое Дело
Навигатор
Решаем вместе
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Чат Бот
ГОСУСЛУГИ
Госуслуги
Поиск
Календарь
«  Март 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz